Школьный музей

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МУЗЕЙ ИСТОРИИ ШКОЛЫ

Музей истории школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории Первомайской средней школы №3 (МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» учебный корпус №1) и посёлка Первомайский Первомайского района Тамбовской области. Историко-краеведческий музей создан по инициативе администрации школы и открыт в 2015 году.
В 2016 году получил свидетельство о соответствии статусу: музей образовательной организации на основании приказа управления образования и науки области и управления культуры и архивного дела Тамбовской области №3321/185 от 16.11.2016г. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип. Музей школы действует на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации».

школьный музей

школьный музей

Задачи школьного музея:
-формирование у детей знаний основ традиций школы;
-привитие трудовых навыков и развитие творческих способностей;
-воспитание интереса и уважения детей к профессии учителя, чувства гордости за лучших учеников школы;
-создание условий для самовоспитания личности;
-содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
-активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;
-формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
Музей организовывает свою работу на основе самоуправления. Совет музея изучает литературно-

Открыть »

исторические и другие источники соответствующие профилю музея, тематике; систематически пополняет фонды и библиотеки музея; ведет строгий учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов; создает и обновляет экспозиции, выставки; проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся и населения; проводит кружковую работу. Совет Музея школы организован в 2015 – 2016 учебном году. Деятельность Музея осуществляется благодаря наличию:
-актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;
-руководителя-педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;
-собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов;
-экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;
-помещения, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа;
-положения о музее, утвержденного руководителем образовательного учреждения.
Работа в школьном музее опирается на план работы и ведется по следующим направлениям:
-экспозиционно-фондовое;
-экскурсионное;
-информационно-пропагандистское;
-научно-исследовательское;
-организационно-массовое;
-шефское;
Музейный актив принимает активное участие в проведении общешкольных творческих дел и мероприятий. Члены Совета и Актива музея продолжают работу по активизации деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания; по выявлению и сбору информации о школе: учителях, выпускниках; по сохранению собранной информации; по рациональному использованию и пропаганде материалов о школе; по воспитанию у учащихся чувства гордости за свою школу, желание внести свою лепту в историю школы, оставить после себя след; по организации экскурсионно-массовой работы: экскурсий, уроков, индивидуальных посещений, тематических вечеров, встреч, передвижных выставок, виртуальных экскурсий и творческих отчётов; по влиянию на выбор профессии учащимися; по приобщению учащихся к исследовательской работе; по изменению социальной и гражданской позиции учащихся, учителей и родителей. Школьный музей пробуждает у ребят стремление к познанию, способствует воспитанию подрастающего поколения через походы и экскурсии по родным местам. На основе поискового материала школьники, изучая малую родину, создают экспозиции, пишут исследовательские работы, сохраняя частицы прошлого.В основном фонде музея учтено 292 единицы хранения: предметы быта, домашняя утварь, музыкальные инструменты; документы, печатные материалы, связанные с деятельностью школы; альбомы краеведческого характера и мероприятий школы; материалы из газет и журналов, фотографии, наградные документы, личные вещи бывших педагогов, бывших выпускников школы; атрибуты, символика октябрятской, пионерской и комсомольской организации; ручки, значки, награды, вымпелы, фотографии разных лет; фотографии учителей, выпускников и событий из жизни школы и другие материалы.

Общие сведения

Часы посещения:
Понедельник 11.00-16.00
Вторник 11.00-16.00
Среда 11.00-16.00
Четверг 11.00-16.00
Пятница 11.00-16.00
Выходные: суббота, воскресенье
Контактная информация музея:
Адрес: 393700, Тамбовская область,
р.п. Первомайский, ул.Э.Тельмана, д.5,
Телефон: 8 (47548) 2 20 63
E-mail : pervomaiskpsosch1@yandex.ru
Руководитель учебного корпуса №1
Габуева Марина Семеновна
Руководитель музея
Казюлина Ольга Александровна
сертификат музея

История музея

С первых лет существования Первомайской средней школы №3 коллектив занимался музейной педагогикой. Музейное дело развивалось при активном участии библиотекаря Сидоренко Галины Ивановны, учителя русского языка и литературы Халяпиной Ларисы Николаевны, документоведа Казаковой Ирины Геннадьевны, всего педагогического коллектива.

Казакова И.Г.

Казакова И.Г.

Сидоренко Г.И.

Сидоренко Г.И.

Халяпина Л.Н.

Халяпина Л.Н.

В 2014 году школе исполнилось 30 лет. Это возраст, который позволяет школе и музею постоянно развиваться. История как предмет изучения, уважения и поклонения играет важную роль в жизни каждого человека.
По инициативе заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» (учебный корпус №1) Габуевой Марины Семеновны был создан МУЗЕЙ ИСТОРИИ ШКОЛЫ.
22 мая 2015 года состоялась торжественная церемония открытия МУЗЕЯ ИСТОРИИ ШКОЛЫ.

Разделы экспозиции

  • История школы «Как все начиналось …»
  • Интернациональное движение
  • Кадетское движение
  • «Им гордится школа» (посвящено воину- интернационалисту Демьянову Владиславу, погибшему в Афганистане в 1984 году)
  • «Октябрёнок – пионер – комсомолец»
  • Технические средства обучения
  • «Свой опыт веками несли» (история педагогов школы)
  • «Школьные годы чудесные» (история выпускников школы)
  • Наши награды
  • «Помнит сердце, не забудет никогда!»
  • Русские самовары и предметы старины
  • Музыкальные инструменты

К 30-летию Первомайской средней школы №3 в музее открылась экспозиция «Из истории нашей школы». В ней собран богатейший материал по истории школы, начиная с первого дня её открытия, а это было в 1984 году, до наших дней. Используя материалы  Первомайского районного архива, ребята узнали,  как развивалось образование  в течение 30 лет. Экспозиция представлена информацией о строительстве школы, открытии, руководящем и учительском составе школы. Её первых шагах … история школы представлена фотографиями из школьной жизни, это фотографии с уроков, внеклассных мероприятий, походов, конкурсов. МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» учебный корпус №1 сегодня – это не только образовательный, но и культурный центр поселка.

Экспозиция «Интернациональное движение»

Экспозиция «Интернациональное движение» представлена информацией об интернациональном движении школы. Раздел представлен альбомами, фотографиями, рассказывающими о строительстве школы рабочими из ГДР.

Кадетское движение

Экспозиция «Кадетское движение» знакомит с кадетским движением, его истоками. Раздел представлен фотографиями, из которых можно проследить развитие кадетского движения в Первомайской средней школе №3 по настоящее время.

Экспозиция «Им гордится школа» знакомит с воином– интернационалистом Демьяновым Владиславом Ивановичем. Богатый материал представлен на данной экспозиции: подлинные документы Владислава, его родителей, фотографии, письма.

Октябренок-пионер-комсомолец

Экспозиция «Октябренок-пионер-комсомолец» представлена октябрятской и пионерской символикой и атрибутикой, школьной формой, периодическими изданиями, грамотами и фотографиями.

Технические средства обучения

Экспозиция «Технические средства обучения» представлена проигрывателем, грампластинками, игровой приставкой, школьными диафильмами, калькуляторами, фильмоскопом, диапроектором, эпидиаскопом. Первыми: автомобильным телевизором, системным блоком, контролем гибких дисков, монитором.

Школьные годы чудесные

Экспозиции «Свой опыт веками несли» (история педагогов школы), «Школьные годы чудесные» (история выпускников школы) представлены фотографиями учителей и выпускников разных лет, награжденными за успехи в обучении.

Наши награды

Экспозиция «Наши награды». Почетное место отведено многочисленным наградам – кубкам, которые были завоеваны в честных спортивных состязаниях и других конкурсах.

Помнит сердце, не забудет никогда!

Экспозицию «Помнит сердце, не забудет никогда!» представляют альбомы, сумка санитарная, саперная лопатка, гильза, патрон, шинель, камуфляж, планшет офицерский, нагрудные знаки и награды. В ней расположился поисковый материал, рассказывающий о земляках-участниках войны.

Русские самовары и предметы старины

Экспозиция «Русские самовары и предметы старины» представлена этажеркой, на которой размещаются деревянные ложки, рюмочки, самовары, шкатулка, панно. На столе расположены предметы быта: утюги, ножницы, рубель, гребень.

Музыкальные инструменты

Экспозиция «Музыкальные инструменты» представлена 7 балалайками, гуслями, клавикордами, большим барабаном, аккордеоном и 2 альттрубами. Эти музыкальные инструменты составляли часть школьного оркестра.

Руководителем музея и активистами школьного музея разработаны и проводятся экскурсии разнообразной тематики.
Характеристика работы, проводимой с использованием музейного фонда:

В картотеке фонда имеются разработки следующих экскурсий:
• Обзорная экскурсия «Знакомство с музеем»
• «Кадеты школы №3»
• «Октябренок-пионер-комсомолец»
• Живая память (о воине-интернационалисте Владиславе Ивановиче Демьянове)

Материалы музея используются педагогами школы для проведения внеклассных мероприятий и уроков. Музейно-образовательный процесс углубляет знания учащихся, повышает их интерес к учёбе.
Это позволяет дать учащимся знания, необходимые для реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения; осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования; организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.
«МУЗЕЙ ИСТОРИИ ШКОЛЫ» МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» учебный корпус №1 принимает активное участие в районном конкурсе школьных музеев. Ребята-краеведы — активные участники районных, областных и всероссийских конкурсов.
Антипова Анастасия предоставила на I этап областного смотра-конкурса музеев, музейных залов, музейных комнат образовательных организаций области, посвященного 380-летию города Тамбова, «Любимой земли уголок» в номинации конкурса: «История в лицах» исследовательско-творческую работу «Заслуженный врач РФ Лев Иванович Ребрин».

На конкурс «Отечество – 2015» управления образования и науки Тамбовской области в номинации: «Школьные музеи. История детского движения. История образования» Зайцева Анастасия на базе музея занималась исследовательской работой «Детское движение в Первомайской средней школе №3».
Областной конкурс исследовательских работ активов музеев образовательных организаций Тамбовской области «История одного экспоната» в номинации: «Они прославили наш край» исследовательская работа «История одной фотографии» Песковой Виктории заняла III место. Данная работа на муниципальном этапе открытого форума исследователей «Грани творчества» является призером.
Вовлекая школьников в сознательную и личностно значимую, наукоёмкую и в то же время интересную учебно-познавательную и созидательно-творческую деятельность, музей обеспечивает связь учащихся с жизнью, стимулирует процесс формирования их креативных качеств.
(Н.В.Буров. Музей и личность. – СПб.: Концерт, 2009г.).
Юные краеведы продолжат начатую работу, их идеи и начинания будут развиваться, сохраняя культурное и историческое наследие малой родины.

Уникальные экспонаты

балалайкаБАЛАЛАЙКА — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент.
Размер: длина балалайки 700 мм с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом.
Материал: дека (передняя часть) – ель, задняя часть – бук.
Описание предмета: балалайка состоит из трех главных частей:
1- корпус (или как он называется по-старому – кузов), состоящий из деки (передней части) и задней части, склеенной из отдельных деревянных сегментов. Обыкновенно этих сегментов семь или шесть.
2-гриф, на котором располагаются лады.
3-головка -верхняя часть балалайки, где находятся механика и колки, служащие для настраивания балалайки.
Тембр-звонкий, весёлый, грустный, задиристый.
Краткая история предмета: балалайка — один из инструментов, ставших музыкальным символом русского народа. Возраст – более 400 лет. Известна со времён царя Ивана Грозного. Впервые слово звучало в документах 18 века, как «балабайка». Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим.
Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

рушникПОЛОТЕНЦЕ, «РУШНИК», «УТИРКА»
Материал: лен.
Описание предмета: праздничное полотенце – полотнище белой льняной ткани длиной 220 см, шириной 35 см. На полотенце ушло около 1500 м нити. Концы украшены вышивкой (цветы чередуются с праздничными подставками) и вязаными узорами из цветочных букетов. Льняная ткань — самый практичный материал. Льняные полотенца очень долговечны, выдерживают большое количество стирок, сохраняя свою внешнюю привлекательность.
Краткая история предмета: древнейший атрибут жизни и оберег восточных славян. Для женщины замужество, уход из своей семьи и переход в семью мужа, являлось поворотным событием в жизни. Поэтому девушка готовилась к нему с 8-12 лет — надо успеть напрясть ниток, соткать холстину, отбелить, да вышить «…в дар гостям 30, а в зажиточных семьях до 60 рушников; самый нарядный она готовила жениху и этот «дар» жених надевал к венцу, заткнув его за пояс. По результатам её труда новая родня оценивала её качества как молодой хозяйки, мастерицы: насколько она трудолюбива, терпелива, усидчива, работяща, усердна, рукодельная. В красивом рушнике отправляла в дар будущей свекрови специальный хлеб невеста — сговорёнка. Нарядными рушниками, богато расшитыми «петухами», «павлинами», цветами, «вазонами», убирали хату. Рушниками украшали дуги лошадей, на которых везли молодых в церковь венчаться. На рушник становились новобрачные при совершении обряда венчания. Родители молодых благословляли иконой, окаймленной рушником, встречали хлебом — солью на рушнике. К свадебному столу всё на полотенцах подавали, вышитых невестой с подругами. А стол накрывали столешницей-скатертью из двух полотенец, расшитых красными узорами, украшенных кружевами, соединенных кружевной мережкой, символизирующих объединение мужа и жены в семью. Считалось, что одно полотенце мужа, другое жены. И если случалась беда: кто-то из них умирал, её надвое разрывали и одну половину в гроб клали умершему.

форма школьнаяПЛАТЬЕ ШКОЛЬНОЕ, ФОРМЕННОЕ
Материал: полушерсть.
Описание предмета: Платье школьное, форменное. Сшито из шерстяной ткани синего цвета. Платье отрезное по талии с застежками спереди на пуговицах. Юбка в одностороннюю складку, по талии собрана на резинку. Рукава длинные на манжете с одной пуговицей. Платье имеет съемные воротничок и манжеты белого цвета фабричного производства из хлопчатобумажной ткани.
Форма принадлежала школьнице СССР. Ткань полушерсть, фабричное производство. 80-е гг. ХХ в. Дл. – 65, ш. пл. – 30.
Краткая история предмета: в 1918 году гимназическую форму признали буржуазным пережитком и отменили. Но в 1948 году вернули фактически дореволюционную форму. Советская форма нового образца появилась только в 1962 году. Она уже была больше похожа на гражданскую одежду — без гимнастерок, без фуражек, ремней. Форма для девочек повторяла форму гимназий, только была намного короче. Обязательными были чёрный или белый праздничный фартук, кружевные воротничок, манжеты, белые или черные банты. В 70-х у мальчиков появилась куртка, скроенная под джисновую, а у старших мальчиков — брючный костюм. В конце 80-х школьная форма была дефицитом, ее даже продавали по талонам. Одной из причин спроса было ее хорошее качество и традиционно низкая цена. Взрослые люди стали носить ее в качестве повседневной и рабочей одежды. Обязательную школьную форму в России официально отменили в 1992 году.
самовар

Самовар
Материал: металл (латунь), литье.
Описание предмета: Тульский латунный самовар в форме «шара» с изящным рифлением в виде листьев и витыми ручками. Внутреннее покрытие — пищевое олово, внешнее покрытие — никель.
Краткая история предмета: Полноценный скачок в развитии самовары получили по окончании Великой Отечественной войны. Тульский завод «Штамп» являлся единственным учреждением, которое занималось изготовлением и отправкой готовых самоваров. Дата начала производства электрических самоваров – 1956 год. Они быстро начали вытеснять жаровые самовары, в связи с более простым и легким использованием.
Технология производства устройства была значительно упрощена. Например, если раньше ручки для товара были клепанными, то теперь их начали делать при помощи сварки. Кран для устройства также приваривается к корпусу. Материалы, которые выбираются для изготовления элементов, выбираются только из высококачественных материалов: латунь, чугун, сталь, а позже пластмасса. Модели из латуни дополнительно подвергаются никелированию снаружи и лужению внутри для обеспечения лучшей защиты от коррозии, а также для того, чтобы придать товару более презентабельный и красивый вид. Гарантийный срок эксплуатации устройства около десяти лет, при правильном использовании.
Начиная с 1964 года, на тульском заводе начали изготавливать сувенирные самовары «Ясная поляна».
Массовая газификация в жилых помещениях повлияла на развитие самоваров: они начали терять свою былую популярность. На замену им пришли простые чайники. В большей степени это качается жаровых самоваров, так как электрические и по сей день можно встретить во многих домах, как в России, так и в странах СНГ.

рубельРубель
Материал: дерево.
Описание предмета: Рубель представляет собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезаны поперечные скруглённые рубцы, вторая сторона гладкая.
Краткая история предмета: рубе́ль (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Такой набор из рубеля и каталки известен на Руси около 700 лет. Использовался он как минимум до середины прошлого века. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая и утрамбовывая рубелем.
Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. В отличие от бытовых рубелей, музыкальные в одной из боковых торцевых сторон имели высверленную резонаторную полость (не сквозную). Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани.
При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук.

Наши достижения

Наши достижения 2016-2017гг.

Фотоотчеты


Thanx:
Яндекс.Метрика Индекс цитирования Президент России Росконкурс Управление образования и науки Тамбовской области Министерство образования и науки Российской Федерации Роскомнадзор Единый портал государственных и муниципальных услуг Тамбовский портал государственных и муниципальных услуг сайт ГТО Российское образование Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов федеральный центр информационно-образовательных ресурсов федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Вузы России: навигатор абитуриента - 2017